Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение благосостояния населения – одна из важнейших целей социально-экономического развития любого государства в целом и его регионов. Современным демократическим странам, которые ведут социально-направленную политику, необходимо рассматривать уровень и качество жизни населения для определения уровня экономического развития, его устойчивости и стабильности наравне с другими показателями. Именно поэтому улучшение качества и уровня жизни населения путем снижения бедности – это одна из главных задач любого государства. Из-за возникших кризисов, которые повлекли за собой резкое снижение уровня благосостояния населения в различных странах, качество жизни на данный момент является одним из самых рассматриваемых показателей.
Существенные изменения в регулирование доходов, определяющих благосостояние людей, внес переход к рыночным отношениям. В первую очередь, снизилась роль государства в данной сфере, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также возросла значимость рыночных регуляторов. Поэтому становится важным формирование собственной политики предприятия в сфере доходов, учитывающей интересы разных групп работников и собственников, предусматривающую эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, соответственно, обеспечивающую достойную жизнь человеку.
Уровень качества жизни населения считается конечным аспектом оценки эффективности экономических преобразований на любом уровне хозяйствования. С целью сохранения приемлемого качества жизни населения, следует вовремя осуществлять его оценку и принимать по его повышению.
Степень разработанности проблемы. Проблеме уровня и качества жизни посвящены труды Гвишиани Г.М., Данилова, В.И., Лига М.Б., А.И. Субетто, В.П. Казначеева, зарубежных ученых Т. Аттали и М. Гийома, Дж. Гелбрейта, Р. Супека и др. Сходясь в выводах, что предпосылкой качества жизни населения является качество окружающей среды и важнейшим ее компонентом, поскольку окружающая среда, ее изменение может не только сказаться впоследствии на здоровье и средствах, но и даже ограничивать возможности выживания.
Цель курсовой работы – провести анализ качества и уровня жизни и выявить основные направления их повышения на примере Вологодской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность качества и уровня жизни с точки зрения социально-экономического анализа;
2. Определить факторы, влияющие на качество уровень жизни;
3. Оценить социально-экономическое положение Вологодской области;
4. Проанализировать качество и уровень жизни в Вологодской области;
5. Определить пути повышения качества и уровня жизни в Вологодской области.
Объектом исследования в курсовой работе являются показатели качества и уровня жизни населения.
Предметом исследования – социально-экономический анализ качества и уровня жизни Вологодской области.
Разработанность темы исследования определена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Анализ социально-экономического положения осуществляется на всех уровнях власти.
В курсовой работе были применены следующие методы исследования: метод изучения документов, нормативно-правовых актов, паспорта МО, сравнительный метод (сравнительный анализ), аналогия, синтез, графический метод обобщения и представления исследуемых данных.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.Основные понятия уровня и качества жизни населения
Важнейшими условиями развития человеческого потенциала и факторами социально-экономического развития любого региона считаются достойный уровень и высокое качество жизни населения.
Существует две стороны человеческого развития: формирование физиологических потребностей (пища, жилище, улучшение здоровья и профессиональных навыков) и та пользу, которую человек способен извлечь для продуктивной деятельности и активной трудовой, культурной и социальной жизни, досуга. Исходя из этого, понятие «качество жизни» гораздо шире и содержит в себе, помимо материальных потребностей, потребности, которые не имеют непосредственного экономического выражения. Например, чистота окружающей среды, безопасность среды обитания, взаимоотношения между людьми, психологический комфорт, культурные ценности.
Выбор показателя качества жизни в виде результирующего показателя полностью согласуется со статьей 7 Конституции Российской Федерации [1] и положениями Конвенции 117, которые являются основополагающими при выработке государственной социальной политики [3, с. 158].
В научный оборот категория качества жизни была введена в 1960-х гг. этого столетия в связи с попытками моделирования иностранными исследователями траекторий промышленного развития. Само понятие «качество жизни» возникло в те же годы. Считается, что впервые данный термин появился в труде экономиста Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия» и стал широко применяться в американской пропаганде. Книга «Американский образ жизни», которая имеет в мире самое высокое «качество», служила своеобразной вывеской «общества изобилия», и хотя здесь предполагалась возможность решения современных социальных проблем, четкого научного содержания это понятие не имело.
Уровень и качество жизни – непростые и разноаспектные категории. Существует множество разнообразных теоретических подходов и трактовок данных определений.
Качество жизни подразумевалось, как все блага, которые могут быть предоставлены потребителю «развитым индустриальным обществом», «обществом менеджеров», где якобы преобладает уже не индивидуальная заинтересованность, а наука и организация.
Айвазян С.А. являлся ярким представителем российской школы экономики труда и оценки жизни населения, согласно которой, понятия качества, уровня и образа жизни трактуются следующим образом [3, с. 269]:
Уровень жизни – степень удовлетворения культурных и материальных потребностей населения, которые задают благосостояние людей.
Качество жизни – это совокупность экологических, социальных, производственно-технологических, природно-климатических, политико- правовых, институционально-организационных условий, в которых люди осуществляют жизнедеятельность.
Образ жизни – целевые жизненные установки, включая идеологию (религию), населения страны, вытекающие из традиций, историю народа, включая правовые традиции, организацию быта, семейных отношений, формирующие модели социального поведения (определяет отношение к профессии, труду, образованию, другим агентам, правительству и решениям, качество человеческого потенциала и его эффективность, результаты труда и производительность) [5, с. 156].
Однако единого подхода к определению качества и уровня жизни нет. Поэтому чаще всего под уровнем жизни понимается степень обеспечения населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. В своей современной трактовке понятие «уровень жизни» является довольно емким, которое охватывает все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности.
Многие авторы трактуют понятия «качество жизни» и «уровень жизни» по-разному. И каждый определяет свои показатели и критерии для оценки, измерения данной характеристики населения. Дж. Гэлбрейт заявлял, что в странах, которые развиты экономически, материальные потребности удовлетворены на необходимом уровне и поэтому спрос на предметы потребления не будет возрастать в существенной мере с повышением объема материального производства. Поэтому на первом плане должны быть нематериальные потребности. Согласно его суждениям, средством ослабления противоречий капитализма считаются возобновление нарушенного баланса, которого можно добиться с помощью инвестиций, содействующих улучшению «качества жизни», обеспечения защиты окружающей среды, качественного изменения материального производства и развития услуг нематериального характера.
Елисеева И. И. со своими соавторами предлагает трактовать понятие качества жизни как «единство показателей, которые характеризуют уровень реализации потребностей человека и степень его удовлетворенности осуществлением своих жизненных планов, и соотносятся, с одной стороны с ресурсными возможностями общества, а с другой – с минимальными социальными стандартами [7, с. 236].
Митрошин А.А. считает, что качество жизни представляет собой комплекс жизненных ценностей, характеризующих структуру потребностей, удовлетворенность населения жизнью, социальными отношениями и окружающей средой, виды деятельности и условия существования человека [9, с. 74].
Качество жизни – системное понятие, которое определяется единством его частей: самого человека (как биологического и духовного существа), его условий жизнедеятельности и обстоятельствах, в которых она проходит [11, с. 87]. Следует, что перечень характеристик качества жизни должен включать в себя как объективные показатели самого человека (социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отображающие расположение субъекта реалиям его жизни.
Герасименко Н.А. полагает, что качество жизни населения – процесс, в целом направленный на сохранение и развитие жизни человечества в наиболее широких границах природных обстоятельств путём творческой деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных возражений и трудностей [13, с. 182].
Лисова Е.В. рассматривает качество жизни в общем виде как уровень развития и степень удовлетворения всех потребностей и интересов населения. Качество жизни определяется социальным самочувствием населения, которое формируется ценностями и интересами населения, а также качеством потребляемых товаров и услуг [15, с. 145].
Качество жизни – степень удовлетворения потребностей населения по сравнению с принятыми нормами.
Особую важность современных подходов к определению понятия качества жизни имеет отдельно существующих и взаимосвязанных субъективной и объективной составляющей в оценке качества жизни. При этом объективная сторона определяется нормативными и статистическими характеристиками, которые позволяют судить о степени удовлетворения обоснованных потребностей и интересов людей [17, с. 66].
Некоторые исследователи качество жизни предлагается рассматривать с позиции системного подхода, как целостную систему, которая выражается через взаимосвязь ее составляющих: качество культуры, качество здоровья и качества окружающей среды. Организация целостности системы предполагает естественное разделение на компоненты, которые могут рассматриваться в качестве подсистем в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 – Модель качества жизни как целостной системы [19, с. 1068]
Шамаева Е.Ф. считает, что в системном подходе весь центр тяжести располагается в выделении особых целостных свойств, в схватывании особой сущности целого, которое рассматривается как многое [21, с. 88]. Данная трактовка позволяет считать понятие не скоплением отдельных частей, а именно системой. Взаимосвязь приведенных составляющих переносит их на качественно новый уровень, что и является качеством жизни. При таком подходе исходной целостностью качества жизни, которая неделима, выступает духовность.
Адамов В.Е считает, что качество жизни – это то, насколько здоров, счастлив и духовно совершенен человек. А уровень жизни характеризует степень социально-экономического благополучия. Главные критерии качества жизни:
– рождаемость и воспроизводство рода;
– продолжительность творческой жизни;
– удовлетворенность жизнью;
– духовное состояние, которое оценивается по нарушениям нравственных заповедей (грабежи, брошенные старики и дети, разводы, убийства) [4, с. 187].
Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни.
В широком смысле «уровень жизни» определяет степень и структуру потребления, обстоятельства труда, удовлетворения социально-культурных потребностей, уровень развития сферы услуг, структуру и величину свободного и внерабочего времени, степень экологической безопасности.
Уровень жизни в узком смысле – это объем реальных доходов, которые определяют размер и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.
Ендронова В.Н. трактует уровень жизни как комплекс условий жизни (досуга, труда, быта) населения, которые соответствуют достигнутому уровню развития экономики [6, с. 149]. Данный комплекс считается обобщающей чертой финансового положения населения и применяется в маркетинговой деятельности при выявлении вероятного спроса.
По мнению Митрофанова А., уровень жизни – это степень удовлетворения духовных, материальных и социальных потребностей граждан. Зависит уровень жизни от величины денежных доходов семьи. Исходя из этого, основным показателем материальной обеспеченности населения считается совокупный доход, включающий в себя все виды денежных поступлений, а также стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, направленных на личное потребление [8, с. 104].
Просянюк Н. А. считает, что уровень жизни – это показатель, который отражает благосостояние населения и сконцентрирован на подсчете доходов граждан и степени удовлетворения базовых потребностей. В сравнении с ним качество жизни – наиболее широкий показатель, который включает в себя оценку благосостояния в числе иных критериев качества жизни, но также учитывающий еще ряд индикаторов удовлетворения разного рода потребностей [10, с. 64].
Главная цель изучения уровня жизни – это выявление закономерностей формирования благополучия населения. В частности, следует учесть следующие факторы: комплексный анализ динамики, структуры и темпов изменения характеристик уровня жизни; разделение различных групп населения по потреблению и доходам; анализ воздействия разных социально- экономических условий на изменение уровня. Большой значимостью обладают анализ степени удовлетворения нужд населения в материальных благах и разнообразных услугах в сравнении с рациональными нормами их потребления и создание на этой основе обобщающих характеристик уровня жизни. Уровень жизни детально отображает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому стоит рассмотреть уровень жизни разных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей в соответствии с рисунком 2.